ОГБОУ КШИ "ТКК " им. Героя РФ Пескового М.В.
г. Томск
  • Советы социально-психологической службы

    Советы социального педагога

    Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?

    Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

    Кто такой ребёнок?

    Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

    Кто защищает права ребенка?

    1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).
    2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.
    3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.
    4. Общественные организации.

    Когда у ребенка появляются права?

    Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

    • с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
    • в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;
    • при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

    В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

    Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

    • с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);
    • на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
    • на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
    • на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);
    • на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);
    • на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);
    • на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);
    • на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);
    • на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);
    • на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);
    • на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

    Какие права имеет ребёнок в семье?

    Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

    • на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);
    • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;
    • на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
    • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;
    • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);
    • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);
    • на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

    Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

    Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

    Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

    Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

    • ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);
    • дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;
    • жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;
    • помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;
    • при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

    Какими имущественными правами обладает ребенок?

    Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

    • право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);
    • право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

    При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

    За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

    Какие обязанности несёт ребёнок?

    Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

    • каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);
    • несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);
    • в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);
    • в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);
    • после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);
    • контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
    • лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

    Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

    Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми­нистративную и материальную ответственность.

    Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

    Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

    • в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ­лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про­изводства по делам несовершеннолетних;
    • в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право­нарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули­ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище­ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен­ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

    Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе­ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле­ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер­шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

    Подростки, поступающие на обучение в кадетский корпус, испытывают трудности, обусловленные новыми условиями жизнедеятельности, что диктует необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения в период их адаптации. Одним из перспективных направлений в адаптации подростка в кадетском корпусе является организация педагогического управления данным процессом с учётом всех особенностей учебного заведения.

    Подросток, зачисленный после всех экзаменов, проверок в военно-учебное заведение, оказывается в абсолютно новых для себя условиях, на него оказывают воздействия различные факторы, специфичные только для учреждений кадетского типа:

    Биологический фактор - ограничение времени сна; ограничение в разнообразии, количестве и качестве пищи; систематическая физическая нагрузка (зарядка, занятия спортом, увеличенное число уроков физкультуры).

    Социально – психологический фактор - иерархичность общения, субординация; строгая регламентация норм поведения, ограничения реализации потребностей и интересов; жесткая регламентация распорядка дня; ограничения в получении информации; ограничения в общении с родителями и друзьями; преобладание групповых видов деятельности; необходимость построения контактов с незнакомыми людьми; жестокая дисциплина; общение в гомогенной среде; дефицит свободного времени; переход к самостоятельному быту; постоянное нахождение на виду и под контролем; казарменные условия проживания.

    Педагогический фактор - усвоение традиций и ритуалов, формирование качеств: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить приказ, решительность, выдержка и самообладание, смена преподавателей, разность требований, предъявляемых каждым учителем в отдельности, увеличение количества изучаемых предметов, в том числе и военных дисциплин; преобладание авторитарного стиля общения; приобретение навыков самообслуживания.

    У вновь поступившего подростка родители и учителя могут наблюдать:

    • ухудшение состояния здоровья;
    • понижение успеваемости;
    • трудности принятия норм и правил кадетского корпуса;
    • конфликты со сверстниками;
    • непонимание во взаимоотношениях с родителями.

    Процесс адаптации обучающихся зависит от целенаправленного педагогического управления адаптационными процессами, как высшего начальства, так и всех специалистов, работающих в кадетском корпусе. Такое управление осуществляется практически всем постоянным составом кадетского корпуса: директором, заместителями директора, социальным педагогом, психологом, методистом, офицерами-воспитателями, учителями-предметниками.

    Первый уровень - директор кадетского корпуса, назначаемый государственным органом, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития педагогического коллектива.

    В задачи директора кадетского корпуса на этом уровне входит обеспечение организационных условий в период адаптации подростков в учебном заведении. К таким условиям можно отнести: издание приказа по кадетскому корпусу, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы, привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей кружков, секций) для помощи кадетам в их адаптации и т.п.

    Второй уровень - заместители директора кадетского корпуса, психолог, социальный педагог, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

    В задачи выше обозначенных специалистов входит выявить проблемы в развитии кадет, оказание первичной помощи в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками, разработать общую программу адаптации учащихся, распланировать мероприятия на весь учебный год, осуществить экспертную, консультативную, просветительскую работу вместе с администрацией и учителями.

    Третий уровень - учителя, офицеры-воспитатели, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

    На данном уровне ведущую роль играют учителя и офицеры-воспитатели, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Этот уровень предполагает принятие каждым офицером-воспитателем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки, составление им программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.

    Четвертый уровень - органы общешкольного ученического самоуправления.

    Педагогическое руководство - обязательное условие развития организации ученического самоуправления. За органами самоуправления закрепляется взрослый человек, взявший на себя обязанности педагога-консультанта, в обязанности которого входит курировать деятельность органов самоуправления, при необходимости оказывает им помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет офицер-воспитатель, на школьном уровне заместитель директора по воспитательной части и социальный педагог.

    В период адаптации органы самоуправления отвечают за координацию деятельности всех органов и объединений воспитанников кадетского корпуса, планируют и организуют внеклассную и внешкольную деятельность воспитанников, организуют дежурство, поддерживают дисциплину и порядок в кадетском корпусе и т.д.

    Критерием эффективного педагогического управления кадетским учреждением представляется уровень адаптации кадет (высокий, средний, низкий), который определяется по следующим критериям:

    • успешность в учебной деятельности (отношение к учебе, успеваемость, освоение учебного материала с контролем или без контроля взрослых, учебная активность);
    • положение в детском коллективе (взаимодействие кадета со сверстниками, наличие авторитета среди одноклассников, отношение к нему в детском коллективе, его принятие внутри группы, включенность в жизнь детского коллектива);
    • взаимоотношения с учителями, офицерами – воспитателями (выполнение требований, отношение к учителям и офицерам-воспитателям);
    • отношение к условиям жизнедеятельности кадетского корпуса (самообслуживание в условиях общежития, соблюдение распорядка дня, отношение к пребыванию в закрытом учреждении, приспособление к новым психофизиологическим нагрузкам, выполнение профессионально-служебных обязанностей);
    • физическое и эмоциональное состояние подростка (состояние здоровья, эмоциональное состояние);
    • отношение к традициям и обычаям кадетского образования (освоение роли кадета, принятие традиций, выполнение кадетских ритуалов).

    Таким образом, адаптация подростка в кадетском корпусе касается всех уровней педагогического управления. На каждом уровне решаются конкретные задачи. Качественное решение зависит от многих факторов: от степени подготовки руководителей всех уровней управления, их компетентности в вопросах работы с кадрами (их знания содержания этой работы, методов ее проведения).

    Информационная безопасность детей признана одним из национальных приоритетов современной государственной политики России. Это четко обозначено в Национальной стратегии действий в интересах детей и Концепции информационной безопасности детей от 2 декабря 2015 года.

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

    К сожалению, на данный момент Россия является лидером среди стран мира по обращенности несовершеннолетних к «опасным» контентам в сети Интернет. Именно поэтому в образовательных организациях установлены программы по блокированию нежелательных сайтов для детей. Многие родители устанавливают подобные защитные программы и на домашние компьютеры.

    Просим родителей быть более бдительными и внимательными к своим детям, проявляйте неподдельный интерес к тому, с кем общается и куда заходит ваш ребенок в сети Интернет. Устанавливайте доверительные отношения с вашими детьми. При возникновении проблем не стесняйтесь обратиться к педагогу-психологу. Говорите с детьми о правилах безопасного поведения, в том числе и в сети Интернет, и при знакомстве с новыми людьми в социальных сетях.

    В России организованы службы по бесплатному консультированию родителей и детей по данному вопросу.

    Горячие телефоны:

    • Линия помощи «Дети онлайн»: 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный), E-mail: helpline@detionline.com
    • Центр безопасного интернета: 8-800-200-24-00 (звонок по России бесплатный), E-mail: www.detivrunete.ru

    Основные правила для родителей

    1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее
    2. Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть
    3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них
    4. Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных людей
    5. Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых
    6. Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете
    7. Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится
    8. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации и лицензионное ПО

    Основные правила для школьников

    1. При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям
    2. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их
    3. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан
    4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы
    5. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
    6. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом
    7. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт-лист
    8. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают
    9. Не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности
    10. Если вас кто-то расстроил или обидел в сети, никогда не поздно рассказать взрослым

    Превентивные меры по защите в домашних условиях

    1. Установить защиту на всех компьютерах и мобильных устройствах. Лицензионные антивирусные программы.

    2. Настроить безопасный интернет в домашних условиях:

    • https://dns.yandex.ru - безопасный домашний интернет. Яндекс.DNS
    • http://www.kaspersky.ru/safe-kids - помогает родителям ограничить время, которое дети проводят за экраном, ограничить доступ к нежелательным приложениям, сайтам и информации. Лаборатория Касперского.

    Будьте внимательны к своим детям!

    Советы психолога

    В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью. Проблемы с наркоманией стали особенно актуальны в 1980-х, когда в обществе повеяло свободой. За 40 лет количество зависимых от ПАВ выросло в десятки раз, причем возраст наркоманов с каждым годом стремительно снижается. Сегодня можно наблюдать неутешительную статистику, по которой тысячи детей и подростков гибнут от употребления психоактивных веществ.     В 2020 году из-за пандемии пострадали все сферы экономики, однако наркоторговцам эта ситуация позволила в разы увеличить объемы реализуемых наркотических средств. Общая нервозность, неорганизованность подростков и молодежи из-за дистанционного обучения, сокращение рабочих мест и попытки получения доходов путем создания и распространения наркотических веществ – все эти факторы привели к резкому увеличению оборота наркотиков как в России, так и во всём мире. Если сравнивать с 2012 годом, то за 8 лет объем изъятых из оборота наркотиков в России вырос более чем на 3 тонны. В 2020 году он составил 35 600 кг. Для сравнения, это составляет примерно 20 % от общемировых данных по изъятию психоактивных веществ.

    Средний возраст наркозависимых находится в диапазоне 15-19 лет. Среди них:

    • 20%  -  это школьники от 9 до 14 лет:
    • 60% -  молодежи от 16 до 24 лет:
    • 20%  -  люди 25-30 лет и старше.

    Среди них всё чаще появляются и дети более раннего возраста.

    Особенности подростковой наркомании

    Современная тенденция к омоложению наркоманов приводит к тому, что к наркотическим веществам начинают приобщаться даже дети 6-7 лет. Запрещенные препараты все чаще обнаруживаются в стенах образовательных учреждений, но основное их распространение приходится на места отдыха подростков – дискотеки, клубы.

    При этом дилерами часто становятся сами дети, которые вовлекают сверстников и младших товарищей, надеясь разбогатеть или под влиянием взрослых, не осознавая в полной мере всех возможных последствий такого заработка. Последние статистические данные по наркомании среди подростков в России свидетельствует о том, что данная проблема на сегодняшний день стоит крайне остро: Хотя бы раз пробовали психотропные препараты больше половины мальчиков и 1/5 из всех девочек, учащихся в средних и старших классах общеобразовательных школ. Среди подростков от 13 до 16 лет продолжают периодически или регулярно употреблять наркотические средства 40% мальчиков и 16% девочек.

    Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией.

    Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным.  Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь.

    У многих школьников дома есть руководство по наркологии, а также имеется личный опыт употребления наркотических веществ. И это — подростки не из обычной средней школы, а будущая интеллектуальная элита страны…

    Наркотики сегодня продаются довольно открыто, и даже распространяются через интернет. А медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, в аптеках можно купить без рецепта.

    Причины наркомании у подростков

    Почему сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным для юного человека.

    Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.

    Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных  проблем, например, отсутствия радости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно.

    Специалисты утверждают, что наркомания у детей и подростков имеет самую опасную причину – удовольствие. Впервые попробовав коварный препарат, подросток испытывает необычайно приятные ощущения, которые стремится получить еще и еще. В результате повторных приемов наркотического вещества появляется зависимость, причем, не только физическая , «ломка» в отсутствие дозы, но и психическая – зависимость от удовольствия, приносимого наркотиком.

    Часто причиной развития наркомании у подростка является его дружба с ровесниками, имеющими опыт «наркоманской» жизни. Подростку, имеющему трудности в общении с родными, кажется, что друзья-наркоманы их отлично понимают, и вместе с наркотиками могут заменить ему семью и школу.

    Специфика подростковой наркомании в том, что причиной ее развития может быть и совершенно противоположная ситуация. Подросток общается с очень благополучной компанией друзей, но стремиться быть в ней лидером. Для этого он начинает демонстрировать сверстникам свои различные способности, среди которых оказываются курение, употребление спиртного и наркотиков как признаки «взрослости».

    Причина роста количества наркоманов среди подростков.

    При анализе имеющихся данных, рост количества наркоманов в России обусловлен следующими факторами:

    1.  Доступности психоактивных веществ.
    2.  Развитие способов связи делает дилеров практически неуязвимыми.
    3.  Среди молодежи активно развивается такое явление, как полинаркомания – то есть употребление разных препаратов в поисках новых ощущений. Новые наркотические вещества появляются настолько быстро, что государственные органы часто не успевают относить новые препараты к числу запрещенных.
    4.  Быстрый рост числа наркоманов среди женского населения.
    5.  Стремительное распространение наркомании среди социально благополучных слоев общества.
    6.  Слабый авторитет взрослых перед подростками, из-за чего ослабевают меры по пропаганде здорового образа жизни и профилактических мероприятий по предотвращению наркомании.
    7.  Убежденность людей в том, что наркомания неизлечима и все меры для состоявшегося зависимого не имеют смысла.
    8.  Недостаточность развития медицинских исследований по лечению наркомании.

    Стадии подростковой наркомании

    Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании.

    Первая стадия – первый прием (или несколько приемов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена. Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков. На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.

    Вторая стадия – возникновение эйфории. Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие. Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.

    Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.

    Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы (ломка). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.

    Признаки наркомании у подростков

    Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства. Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда.

    Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

    Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

    Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

    • суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
    • медленная и невнятная речь;
    • нарушение координации движений;
    • очень бледная кожа;
    • плохая память и депрессивное состояние.

    Все эти изменения в состоянии и поведении подростка должны насторожить его родителей.

    Последствия подростковой наркомании\

    Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка.. При подростковой наркомании, как у девочек, так и у мальчиков, возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени и неврологические расстройства.

    Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотических препаратов, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилисаВИЧгонореи и других инфекций, передающихся половым путем. Риск развития сифилиса, ВИЧ и гепатита В еще больше увеличивается при инъекционном способе употребления.

    Профилактика наркомании среди подростков

    Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребенок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Но нужно стараться избежать этой проблемы.

    Что же следует делать, чтобы подросток не скатился на дно, превратившись в ненужного обществу наркомана, и не променял жизненные радости на иллюзию наркотического «волшебства»?

    Прежде всего, профилактика наркомании у подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребенка и формирует у него определенную модель поведения.

    Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни. Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Молодые люди должны понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться. Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

    Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

    Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда существует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих родителей, которые таким образом защищают своих собственных детей.

    Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, применения комплекса реабилитационных мер.

    Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на основании своих внутренних крите-риев, способна совершать свободный и ответственный выбор.

    Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разру-шительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем.

    В семье часто возникают конфликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Обучение школьной медиации полезно родителям, потому как помогает им наладить общение со своими детьми.  Если члены семьи умеют осознавать свои чувства, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт - проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения. Грамотные с точки зрения медиативного подхода к конфликту, то есть умеющие разобраться в противостоянии члены семьи не нуждаются в том, чтобы подвергать свои чувства испытаниям. Семья может не превращаться в испытательный полигон, где апробируются военные стратегии для дальнейшего «общения» с другими людьми. Семья может и должна оставаться местом, где родные люди получают поддержку и понимание.

    В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

    «Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также  как  форма самоутверждения. В то же время » стрелки» становятся  способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.

    Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения (служба медиации).  Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.

    Служба примирения (служба медиации) — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в  младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.  ШСП  же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

    Задачи «службы примирения» (службы медиации):

    • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
    • научить детей общаться друг с другом и окружающими;
    • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

    Принципы:

    • добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
    • конфиденциальность;
    • нейтральность.

    Уважаемые родители!

    Вы приняли важное решение о том, что ваш ребенок должен учиться в кадетском корпусе. Подросток, в силу своего маленького житейского опыта, не может ответственно подойти к такому выбору. Поэтому вы, с позиции взрослого человека, должны понимать при каких условиях,  жизнь и обучение в кадетском корпусе будет для вашего ребенка наиболее благоприятной. Есть несколько проблем, с которыми ежегодно сталкиваются вновь поступившие кадеты и их родители. Нужно обязательно познакомить ребенка с ними, и только после того как он согласится выполнять все требования  принимать решение о поступлении в кадетский корпус.

    1. Кадетский корпус – это школа-интернат, поэтому пребывание в такой школе связано с некоторыми психологическими проблемами.  Одна из них  - это отсутствие привычного окружения (родители, друзья, родственники и т.д.) формируют у ребенка чувство одиночества и «брошености». Если у вашего ребенка есть опыт  самостоятельного проживания вдали от дома (отдых в загородном  лагере или «все лето у бабушки», туристические поездки и т.д.)  скорее всего ему будет легко привыкнуть к новым условиям.
    2. Режим дня. Очень редко, при собеседовании с поступающими, можно услышать, что ребенок соблюдает режим дня, где каждому событию есть свое место и время.    Поэтому, если вы хотите, чтобы вашему ребенку было легко в период адаптации, постарайтесь, чтобы его жизнь (до поступления в кадетский корпус) уже была организована в режиме. Самое главное: подъем утром и отход  ко сну вечером в одно и тоже время, время на выполнение домашнего задания и время на отдых также должно быть регламентировано.
    3. Отсутствие привычных способов развлечения и отдыха. В кадетском корпусе ограничен доступ к компьютерам, поэтому если ваш ребенок слишком увлечен общением в соц.сетях или компьютерными играми скорее всего он сразу почувствует большое  неудобство. Просмотр телепередач также ограничен по времени. И еще, что очень важно для современных подростков – ограничено по времени  использование сотовых телефонов. Есть только один час вечером, в личное время, когда можно позвонить родителям или друзьям. Для некоторых,  вновь поступивших кадет, становится просто  трагедией невозможность  использовать сотовый телефон круглосуточно.
    4. Школа  - интернат это круглосуточное пребывание детей вместе. Не каждый ребенок готов к тому, что вся его жизнь проходит на глазах других подростков. Тем более, если дома у него была своя комната, свой уголок, где можно отгородиться от всех и отдохнуть. В кадетском корпусе ребенку  невозможно остаться одному, и все хорошее и все плохое сразу видно. И при этом нужно уметь выстраивать отношения с теми, кто находится рядом: в комнате, в классе, в роте. Если у вашего ребенка есть проблемы общения, например,  часто бывают конфликты с ровесниками, или ребенок наоборот очень замкнут и трудно сходится с людьми, вам стоит хорошо подумать о необходимости поступлении в кадетский корпус.

    Обучение в кадетском корпусе осуществляется в рамках военно-спортивного профиля. Поэтому управление процессом обучения организовано по-военному, т.е. существует система подчиненности в классе, в роте и корпусе в целом. Например,  в классе есть командиры отделений и старший класса. У каждого из них есть свои обязанности и свои требования к остальным кадетам. Не каждый ребенок готов подчиняться своему ровеснику и выполнять то, что положено по Уставу кадетского корпуса и Правилам внутреннего распорядка. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике